Первая в мире охранно-сервисная система для электромобилей и гибридов
Нужна ли охранно-сервисная система или «сигнализация» электромобилю? Бытует мнение, что не нужна. А так ли это? Ведь электромобиль, как минимум пока, вещица недешёвая. Следовательно, подвержен риску угона, повреждения, вандализма и страховая компания предоставит скидку на КАСКО, которая в первый же год покроет затраты на охранную систему.
Охранная-сервисная система таким электро и гибридным автомобилям нужна даже больше, чем обычным. Тему угона, конечно, никто не отменял – практически любая “электричка” либо гибрид – самый желанный гость на разборках, ведь стоимость специфических запчастей, таких как высоковольтная тяговая батарея, инверторы, зарядные модули и т.д., может превышать стоимость поддержанного автомобиля в сборе!
Но с такими автомобилями сложилась интересная ситуация: в силу особенностей конструкции многие компании и мастера с неохотой берут их в работу. Оно и понятно – большого опыта работы с ними нет, а установка охранной системы может полностью состоять из особенностей. Электроника совсем другая, не такая как на обычных автомобилях, а цена и вероятность ошибки очень большие. И, конечно, очень важно, чтобы оборудование, которое используется для установки, работало корректно и учитывало особенности автомобилей.
Но охранно-сервисная система для электромобиля имеет ряд специфических отличий от автосигнализаций для обычных автомобилей.
- Энергоэкономичность. В электромобиле, казалось бы, емкость тяговой батареи измеряется десятками киловатт, но емкость аккумуляторов бортовой сети 12 вольт обычно очень скромна – намного меньше, чем у обычных авто с ДВС, и разрядить ее сигнализацией старого поколения можно за считанные дни. И здесь почти безальтернативны решения новейшей серии автосигнализаций Pandora UX, которые и современны, и экономичны, не имея аналогов в мире по этой характеристике!
- Прогрев автомобиля перед поездкой.
Мы живем в России, где во многих регионах более полугода – это время, требующее прогрева салона автомобиля перед поездкой для комфорта и сохранения здоровья. Да, двигатель электромобиля прогревать не надо, но салон стоит подогреть хоть немного, ну а самое главное – во всех современных электро и гибридных автомобилях старт поездки на «холодную» всегда оборачивается гипер расходом электричества – бортовая электроника тратит «накопленный за ночь» заряд не только на подогрев салона, но и на прогрев тяговой батареи, которая не может эффективно работать при минусовых температурах. Мощность и динамика автомобиля будут сильно ограничены. И при холодной батарее бортовая электроника отключает рекуперацию – самую главную функцию электромобиля! В итоге, усредненный расход электричества может запросто вырасти в 2-3 раза, с привычных 20 квт*ч на 100 километров, до 40-60, а главное – максимальный пробег на зарядке упадет в те же самые 2-3 раза. И это не учитывая фактор сильной деградации батареи. А на сколько это может быть критически важно – владельцы таких автомобилей очень хорошо понимают. Даже простой предварительный подогрев неподключенного электромобиля перед стартом с помощью мобильного приложения и правильной охранно-телеметрической системы позволяет прилично сократить потери при зимней езде, ну а если автомобиль подключен к розетке, то потери почти «бесплатно» можно сократить почти до нуля.
- Блокировка двигателя – противоугон.
У многих «обычных» сигнализаций нет встроенных механизмов и алгоритмов правильной алгоритмической блокировки возможности угона. Особенно когда речь идет о сложных и дорогих электромобилях и гибридах, где заблокировать только работу электродвигателя недостаточно, нужно блокировать и двигатель внутреннего сгорания, или наоборот. Да и корректная блокировка электро или гибридной силовой установки – тема очень непростая, если не хотите стать постоянным посетителем дорогого сервиса. На многих таких автомобилях самая простая и, казалось бы, логичная блокировка зажигания может привести к выходу из строя высоковольтного контактора, равно дорогостоящей поломке автомобиля.
К таким автомобилям нужен другой подход, не универсальный, а обязательно инженерный, с подробным изучением каждого такого автомобиля, чтобы блокировка была не только эффективная, но и корректная. Именно такой индивидуальных подход мы реализовали в серии охранно-сервисных систем Pandora UX – специально созданные алгоритмы блокировок, учитывающие все особенности бортовых систем того электромобиля, на который она установлена. Это может очень сложный многоступенчатый алгоритм, учитывающий более десятка параметров, но как итог – абсолютно корректная работа и надежность блокировок. Ну и конечно же вся “сложность” остается только внутри системы – никаких трудных манипуляций или настроек во время монтажа системы делать не нужно – Pandora самая включит нужные алгоритмы, в зависимости от автомобиля. А это значит, что и риск ошибки также снижается к минимуму.
- Специальные интерфейсы для мобильных приложений, для электромобилей и гибридов пока есть только у Pandora.
Обычными интерфейсами приложений автосигнализаций владельцу электромобиля будет пользоваться неудобно, много лишнего и недостает много необходимой информации. Специфика эксплуатации электромобиля и подзаряжаемого гибрида PHEV требует других акцентов интерфейса, чтобы быть удобным.
Конечно же, на первый план по критической важности выходят показатели, связанные с тяговой батареей, уровень заряда и пробег на остатке заряда. Это просто необходимо для того, чтобы правильно планировать свои поездки и свой день, особенно в нашей стране, где количество зарядных станций пока оставляет желать лучшего. Да и при должном их количестве, время зарядки в час/два/три никто не отменял. А мобильное приложение Pandora позволяет в любой момент времени, на любом расстоянии от электромобиля, на экране своего смартфона посмотреть уровень заряда и прогнозируемый пробег. Это очень удобно, особенно если ваш авто стоит на зарядке, а вы в это время прогуливаетесь в торговом центре или кушаете в кафе – не нужно гадать и высчитывать в уме – сколько еще будет заряжаться авто, вся информация доступна на вашем смартфоне.
Еще один важный параметр, который Pandora добавилa на главный экран мобильных приложений – это SOH (Status of Health), который показывает остаточный ресурс самого дорогого элемента электромобиля – тяговой батареи. Все батареи с течением времени и в процессе эксплуатации подвержены химической деградации и, конечно, важно вовремя знать – а сколько вообще способна прослужить батарея, и не грозит ли ей быстрый выход из строя? Особенно, если автомобиль не новый. Во всех электро и гибридных автомобилях этот параметр можно посмотреть только с помощью сложного диагностического оборудования: либо напрямую, либо с отдельными математическими преобразованиями, но с Pandora UX – теперь это дело пары секунд!
На этом счет полезных статусов не заканчивается – в новом интерфейсе Pandora отображает и подключенную зарядку, причем различая быстрые зарядки с постоянным током от обычных, информацию о незакрытых окнах и заканчивающейся стеклоомывающей жидкости – мобильное приложение Pandora и до введения нового интерфейса было рекордным по количеству информации об автомобиле, предоставляемой владельцу, а сейчас отрыв от ближайших конкурентов вырос еще больше! Отдельно отметим контроль давления в шинах – на многих автомобилях стоят штатные датчики давления и информацию о состоянии Pandora UX передает на смартфон владельца, опять-таки без ограничений по расстоянию. И если колесо спустило – убережет от неприятной ситуации.
Pandora отчетливо понимает, что скопировать или перерисовать эти интерфейсы несложно, но Pandora как всегда впереди на несколько шагов от всех имеющихся в мире конкурентов и в этом направлении. И они вложили свое понимание сути электромобиля в эти интерфейсы. И конечно эти интерфейсы мобильных приложений – это лишь небольшая видимая часть, которая невозможна без максимально плотной интеграции с бортовыми системами электромобиля.
А обновляемая через интернет аппаратная платформа Pandora UX гарантирует владельцам электромобилей и новых охранно-сервисных 4G-систем серии Pandora UX то, что самые современные и самые функциональные решения с помощью обновлений будут оставаться таковыми и в будущем – много лет после того, как устройство будет уже смонтировано в автомобиле. И для обновления не будет необходимости посещать сервис – вам достаточно только подтвердить в приложении на вашем телефоне желание обновиться и подождать несколько минут завершения переустановки ПО.
Кстати, а вы знаете, что системы Pandora могут еще и улучшать надежность гибридных автомобилей Toyota?
На сегодняшний день на всем Дальнем Востоке гибридные “Тойоты” – это самые популярные и востребованные автомобили. «Ахиллесовой пятой» таких автомобилей с точки зрения надежности является конструктив высоковольтной батареи и системы охлаждения. Плотная компоновка, воздушное охлаждение и сдвиг работы алгоритмов в сторону большего комфорта, часто приводят к локальному перегреву элементов дорогостоящей батареи и быстрой деградации ее емкости.
С этой проблемой знакомы почти все владельцы гибридных автомобилей Toyota, особенно с учетом того, что почти все из них попадают к нашим автовладельцам с приличным пробегом и, конечно, вопрос остаточного ресурса беспокоит больше всего.
Инженеры Pandora добавили в системы Pandora/Pandect X новые специальные алгоритмы управления системой охлаждения ВВБ (высоковольтной батареи) гибридных автомобилей “Тойота”, которые не допускают локального и опасного для ячеек батареи перегрева и работы на высоких температурах, что предохраняет батарею от преждевременного выхода из строя. Этот алгоритм не требует сложных подключений или каких-то невероятных усилий – всего одна галочка в меню программирования и больше не нужно ничего, все алгоритмы уже заложены в системы, а работа ведется по тем же цифровым шинам, что требуются для основного функционала.
Сегодня вы не найдете таких людей, кто попробовав в движении электромобиль не мечтает его получить в собственность. Пусть вторым автомобилем в семье, жене или подросшему сыну, пусть не для дальних поездок, но очевидно, что преимуществ очень много.
Это и отсутствие перепробега к бензоколонкам, и в разы меньшие затраты на топливо-энергоноситель, в разы ниже или фактическое отсутствие необходимости в техобслуживании, в разы более низкая стоимость владения. А еще экологичность, бесшумность, динамика движения, сравнимая только с очень дорогими автомобилями с многолитровыми двигателями или суперкарами.
Как известно, компания Pandora, являясь одним из ярких технологических лидеров рынка автомобильной электроники, имеет прямое отношение к прогрессу электромобилизации. Уже второй год они ведут разработку устройств для современных электромобилей. Уже скоро в серийное производство встанут и мощные зарядные DC-станции с рекордными характеристиками эффективности. В разработке современные модули управления мощными электродвигателями и двунаправленные системы обеспечение заряда и бесперебойного питания. Причем Pandora, как ей свойственно, идет в этих разработках мощно и глубоко.
Кроме разработки модулей Pandora ведет НИОКР в области создания собственных сборок SiC-транзисторов с мощностями более 100кW и достигла уже значимого прогресса в этом направлении. Это должно в ближайшем будущем помочь создать еще более мощные, более эффективные, более надежные и недорогие устройства, для очень быстро растущего рынка электромобилей и подзаряжаемых гибридов в России и Европе.
В автопарке компании Pandora есть почти полный набор имеющихся на рынке электромобилей и конечно они изучают их устройство настолько глубоко, насколько это возможно, не рискуя превратить их в бездвижные куски металла.
Поэтому именно Pandora знает об электромобилях много больше других и, конечно, не обошла вниманием в своей привычной теме – автомобильных средств безопасности и телеметрического сервиса.