Как правильно выбрать шумоизоляцию для автомобиля
Как правильно выбрать шумоизоляцию для автомобиля.
Многие автовладельцы сталкиваются со значительным уровнем шума в салоне своего автомобиля во время поездок. Чтобы решить эту проблему, необходимо выбрать подходящий тип изоляционного материала. Существует несколько видов шумоизоляции - шумопоглощающие, шумоизолирующие и виброизолирующие материалы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому выбор зависит от конкретной задачи.
Обычно шумоизоляционные материалы наносятся на пол автомобиля, на двери и на скрипящие пластиковые детали. Для улучшения эффекта иногда используют специальную жидкую шумоизоляцию, которую наносят на внешнюю поверхность днища и колесных арок автомобиля.
На рынке представлено множество шумоизоляционных материалов для салона автомобиля. Однако, чтобы определиться с выбором, необходимо учитывать ряд факторов, таких как стоимость, качество, эффективность и легкость установки.
Шумоизоляция - зачем она нужна.
Даже на дорогих иномарках использование шумоизоляционных материалов имеет смысл, не говоря уже о бюджетных отечественных машинах. Есть три основных причины, по которым рекомендуется использовать шумоизоляцию:
- Увеличение безопасности вождения. Продолжительный и громкий звук может отложиться в подсознании водителя и привести к раздражению нервной системы. Если водитель постоянно слышит неприятный гул, звуки двигателей от других машин, скрип пластика в салоне, он начинает непроизвольно отвлекаться от процесса вождения, что может привести к аварии.
- Повышение комфорта во время поездки. Снижение уровня шума в салоне автомобиля делает поездку более комфортной, снижая усталость и увеличивая удовольствие от управления машиной. Эти же преимущества ощущают и пассажиры.
- Дополнительные функции. Шумоизоляционные материалы могут также защитить двери от механических повреждений и коррозии, а также помогают удерживать комфортную температуру внутри салона.
Однако следует учитывать, что слишком хорошая шумоизоляция может предотвратить восприятие звуков, которые могут сигнализировать о проблемах в механических элементах автомобиля. Кроме того, шумоизоляция может увеличить вес автомобиля на 40-80 кг, что сказывается на расходе топлива и ускорении движения.
Хорошая вибро- и шумоизоляция также необходима, когда установлена качественная и мощная аудиосистема в салоне. При прослушивании музыки внутри машины не должно быть посторонних звуков извне, чтобы не раздражать окружающих. Виброизоляция также помогает избежать появления неприятных звуков, связанных с вибрацией динамиков.
Как правило, при выборе виброизоляционного материала для гашения вибраций в автомобиле, учитывается толщина и качество металла, из которого изготовлен корпус. Чем толще (и качественнее) металл корпуса, тем более толстый материал изоляции используется. В случае с тюнингованными автомобилями, оснащенными мощными аудиосистемами, для эффективного подавления вибраций выбираются специальные и дорогостоящие изоляционные материалы.
Шумоизоляционные материалы используются для решения задач, связанных с шумоизоляцией.
В общей сложности существует три типа материалов:
• Виброизоляционные материалы, которые часто изготавливаются на основе каучуковой резины, напоминающей жидкую резину. Этот материал укладывается первым и его основная функция - гашение вибраций, исходящих от двигателя, подвески, трансмиссии. Они имеют различные названия, такие как "вибропласт", "бимаст" и "изопласт".
• Шумоизоляционные материалы, которые в свою очередь делятся на шумоизоляционные и шумопоглощающие. Первые отражают звуковые волны, не давая им попасть в салон, а вторые поглощают и устраняют эти звуковые волны. Эти материалы устанавливаются вторым слоем и продаются под различными названиями, такими как "битопласт", "маделин" и "бипласт".
• Универсальные материалы объединяют функции виброизоляционных и шумоизоляционных материалов и состоят из двух слоев. В силу своей простоты и быстроты установки универсальные материалы часто используются для шумоизоляции. Единственный их недостаток - больший вес по сравнению с первыми двумя типами материалов, что приводит к увеличению расхода топлива.
Какой материал для шумоизоляции автомобиля лучше выбрать?
Выбор зависит от того, какие задачи стоят перед автовладельцем. В случае с виброизоляционными материалами, они часто изготавливаются на основе каучуковой резины, похожей на жидкую резину. Они укладываются первым слоем и предназначены для гашения вибраций, исходящих от двигателя, подвески и трансмиссии. Некоторые автовладельцы укладывают полоски виброизоляционного материала, что позволяет снизить его массу, но ведет к снижению эффективности работы.
Шумоизоляционные материалы, в свою очередь, делятся на шумоизоляционные и шумопоглощающие.
Шумоизоляционные материалы нужно укладывать целиком, чтобы отразить звуковые волны и не дать им попасть в салон автомобиля. Шумопоглощающие материалы поглощают звуковые волны и нивелируют их. Универсальные материалы объединяют функции обоих типов материалов, и состоят из двух слоев. Они часто используются для шумоизоляции, потому что их установка проще и быстрее, но они имеют больший вес по сравнению с другими типами материалов.
Важно помнить, что виброизоляционный материал обычно имеет большую массу из-за наличия битума в его составе. При полной обработке днища, дверей и колесных арок кузова автомобиля, его масса может увеличиться на 50-70 килограмм, а расход топлива увеличится на 2-2,5%. Это может негативно сказаться на динамических характеристиках автомобиля, таких как разгон и тяга в гору. Для машин с мощными двигателями это может не составлять особых проблем, но для городских малолитражек это будет ощутимым фактором. Поэтому решение о выборе материала для шумоизоляции должно быть осознанным и основываться на поставленных задачах
Подбор правильной шумоизоляции может оказаться сложной задачей, учитывая широкий выбор материалов на рынке. Независимо от бренда, автовладелец должен обратить внимание на несколько ключевых факторов при выборе шумоизоляции.
Удельный вес материала является важным фактором. Обычно считается, что чем больше вес материала, тем лучше он гасит вибрации и шумы. Однако, современные материалы с техническими характеристиками, такими как гибкость и внутренняя конструкция волокон, могут обладать эффективной шумоизоляцией, несмотря на легкий вес. Но стоит избегать слишком легких материалов, которые могут иметь низкую эффективность. Важно также учитывать, что толщина армированного (алюминиевого) слоя виброизоляционного материала должна быть не менее 0,1 мм. Увеличение толщины может повысить эффективность шумоизоляции, но может усложнить монтаж и увеличить цену.
Коэффициент механических потерь (КМП) - относительный показатель, который измеряется в процентах. Чем выше показатель, тем лучше материал гасит вибрацию. Обычно КМП для шумоизоляционных материалов составляет 10-50%. Аналогичный показатель, который характеризует способность поглощать звук, называется коэффициентом звуковых потерь (КЗП). Также чем выше показатель КЗП, тем эффективнее материал гасит шумы. Для реализуемых в магазинах товаров КЗП обычно находится в диапазоне 10-50%.
Помимо этих ключевых факторов, при выборе шумоизоляции также нужно обращать внимание на другие дополнительные параметры.
• Гибкость. Этот фактор играет важную роль в том, насколько тесно материал прилегает к поверхности корпуса автомобиля, что влияет на эффективность шумоизоляции.
• Удобство монтажа. При выборе шумоизоляционных материалов стоит учитывать, нужны ли отдельные материалы для шумоизоляции и виброизоляции или можно обойтись универсальным вариантом. Также важно учесть необходимость дополнительных инструментов и материалов, таких как строительный фен и валик. Установка материала самостоятельно может сэкономить деньги, но если это невозможно, то нужно обратиться к профессионалам на станции техобслуживания.
• Долговечность. Этот показатель также важен, поэтому рекомендуется изучить информацию о сроке гарантии в инструкции. Также полезно узнать мнения автолюбителей, которые уже использовали данный материал и оценить его долговечность.
• Устойчивость к механическим повреждениям. Идеально, если материал сохраняет свои свойства и форму на протяжении всего срока эксплуатации. Но обычно шумоизоляция устанавливается в тех местах, где механические повреждения маловероятны.
• Толщина материала. Выбор материала зависит от толщины, которую необходимо проклеить на кузове, а также от обработки небольших стыков, например, между трением пластиковых поверхностей, которые издают неприятный скрип.
• Качество мастики. Важно, чтобы мастика была высокого качества и имела не только виброизоляционные и шумоизоляционные свойства, но и не текла из листа под воздействием горячего воздуха и не растекалась по поверхности.
• Соотношение цены и качества. Этот фактор также важен при выборе материала. Если речь идет об обработке дешевой отечественной машины, эксплуатируемой на плохих дорогах, то нет смысла тратиться на дорогую изоляцию
Один из важных факторов, который следует учитывать при выборе шумоизоляции для автомобиля, - это адгезия. Адгезия - это способность поверхностей различных твердых и/или жидких материалов сцепляться друг с другом. Когда речь идет о креплении, адгезия определяет силу, с которой изоляционный материал будет прикреплен к обработанной поверхности. Производители часто указывают значение адгезии в своих документах, но некоторые из них могут умышленно ввести покупателей в заблуждение. Для крепления вибро- и шумоизоляции оптимальное значение адгезии составляет около 5-6 Ньютонов на квадратный сантиметр. Если производитель указывает значение, которое существенно превышает это число, то, вероятно, это всего лишь маркетинговый ход. В действительности, указанных значений достаточно для качественного крепления материала.
Кроме того, еще одним важным фактором при выборе шумоизоляции является торговая марка производителя. На постсоветском пространстве наиболее известными производителями являются компании STP, Comfort, Aura, Шумоff, Kics, Dynamat и другие. Каждая из этих компаний выпускает несколько линеек вибро- и шумоизоляционных материалов.