Jaguar-2009 - есть приемы против взлома!
Опять кризис! Куда ни сунься – «нет денег», «подождем улучшения ситуации», «надо заработать», «надо сэкономить» и т.п. Экономить уже не на чем, так что из этих сентенций импонирует только «надо заработать». Но как? В нашем установочном секторе – тоже кризис, у клиентов нет денег, ни у оптовых, ни у потребителей. А если есть – то мало. В результате многие машины остаются либо вообще без сигнализаций (штатные в расчет не идут, поскольку колются угонщиками «на раз»), либо на них ставятся сигналки с такими мизерными функциями, которые способны лишь усыпить бдительность владельца, облегчая угон. Цепочка следствий длинна. Такого скачка угонов мы не наблюдали со времен дефолта. Самоходные деньги – это ли не соблазн? «Надо заработать!» – понимают угонщики, в том числе и ветераны, повесившие было отмычки-сканеры на гвоздь.
А тут кризис… Угонная индустрия подскочила, как Ванька-Встанька. Что, машины подешевели, угонять невыгодно? Чушь! Даешь три плана! Разберем на запчасти, продадим целиком подешевле! Щенки-«пионэры», продававшие атласы автодорог и тершие стекла у светофоров – спешат туда же, перескакивая через ступеньки (кражу барсеток и магнитол). У одного господина не так давно угнали от дома «пятнашку» средних лет. Отплакав свое, через пару месяцев бдительная мама учуяла от сына запах табака – в тринадцать-то лет вовсю курит, стервец! При обыске карманов найдены сигареты, деньги (в забытых мамой количествах), а также ключи от неизвестного «Опеля» и (забытые папой за ненадобностью, машины-то нет) ключи от гаража. После проверки гаража («Опель», нехитрый специнструмент, краски, два комплекта госномеров и припрятанное «железо» с родными царапинами) ко всем бедам добавился инфаркт заслуженного дедушки СССР… Шустрый парнишка, чтобы освободить гараж для «предпродажной подготовки» стыренных бригадой сверстников тачек… угнал и «реализовал» папину машину. Даешь!
Комплект Jaguar EZ-THREE. EZ-Gamma подобен, только блок поменьше, и нет жгута автозапуска
Это я к чему? Ряды угонщиков ширятся, как и «угоноопасный парк». Даже в столицах возобновился промысел не новых и недорогих машин (не говоря уже о новых и дорогих), так что объективно нужда в надежных и универсальных сигнализациях возросла. А основные методы угонов известны:
-
Отключение охраны радиоэлектронным методом, в просторечии сканирование или «радиовзлом»;
-
Антикризисное решение – насильственный угон с выбрасыванием владельца из машины;
-
Кража (в супермаркете) или отбор ключей-брелоков (на парковке);
-
«Угон с разборками» – ночной промысел, ныне применяется реже из-за расцвета сканирования, распространения систем с двусторонней связью и общего снижения квалификации угонщиков;
-
Угон после посещения криминального автосервиса, где могут сдублировать ключи, прописать в память лишний брелок и т.п.
Современные автосигнализации должны предоставлять пользователю средства защиты от всех этих способов угона, к тому же обеспечивать высокий уровень комфорта (время экстрима на «классике» ушло), и все это – с обязательным условием удобства и простоты управления! Потому что машины и сигнализации становятся всё сложнее в техническом отношении, но клиенты какими были, такими и остались, и никто не захочет проходить курс управления сигналкой. А выберет что попроще (а потом бывают и претензии – почему сигналка на светофоре не тормозит и вот в это место не целует?).
Новые автоохранные системы Jaguar EZ-Gamma и EZ-THREE лучше большинства прочих отвечают современным требованиям защиты, комфорта, универсальности и удобства «интерфейса». Основное отличие между двумя системами простое и понятное – Gamma не имеет автозапуска, THREE оснащена современной системой ДАЗ (дистанционный/автоматический запуск двигателя).
Платы центральных блоков Gamma и THREE (c силовым разъемом и реле автозапуска)
Защиту от электронного взлома, на профессиональном языке «код-граббинга», обеспечивает диалоговый динамический код. Такая защита на данный момент и надолго вперед является абсолютной (нет и в ближайшие годы не будет таких сканеров). Утверждение «против взлома нет приема» в отношении «Ягуаров» утратило смысл. Систем с диалоговым кодом на рынке – считанные единицы, и они существенно дороже «Ягуаров». Как принято в традиционном динамическом кодировании? Получив с брелока кодированный сигнал, бортовая система удовлетворяется тем, что он зашифрован «как надо», то есть содержит идентификатор брелока и кнопки, плюс изменен относительно предыдущего сигнала по секретному (когда?то) алгоритму, известному и системе, и брелоку. И система выполняет команду.
Беда в том, что общепринятый алгоритм изменения кода давно «расколот» угонщиками. Современный сканер типа «изделие 409» и тем более «изделие 502» и перехватывает сигнал брелока, и генерирует новый код. Причем сканеры «502»[1] используют технику подмены кода, против которой бессильны и более сложные динамические коды, нежели известный Keeloq.
В диалоговом коде «Ягуаров» система, приняв динамически кодированную команду, не выполняет ее сразу, а посылает запрос на подтверждение – некое случайное число, также динамически кодированное. Брелок его принимает и при помощи секретного ключа и сложного алгоритма формирует «отзыв», снова динамически перекодирует и шлет системе. Только тогда, если отзыв верен, система выполняет команду. Выполнение задерживается на доли секунды. Зато сканер в руках даже самого матерого угонщика, в отличие от брелока, не знает алгоритма изменения кода, ключа шифрования и неспособен сформировать отзыв за отведенное на это время, да и вообще не знает о «диалоге». И, как говорится, оба нервно курят за углом. А владелец системы Jaguar EZ наоборот, может быть спокоен – этим способом машину не угонят. Это, кстати, было подтверждено не только на производственных, но и на публичных независимых испытаниях с участием систем другой марки, но того же производителя (Saturn High-Tech) и с тем же диалоговым динамическим кодом.
Захват автомобиля – наиболее простой и относительно дешевый способ угона, он же – наиболее опасный для автовладельца, других участников дорожного движения, и даже для самих бандитов. Ну, отморозков тут жалеть не будем, а лучше сообщим для заинтересованных лиц, что системы Jaguar EZ имеют «режим антиограбления», – один из самых четких и логичных, а потому и самых безопасных для автовладельца и окружающих алгоритмов «антихайджека». Сама возможность его активации и алгоритм блокирования двигателя выбираются при программировании. Хронированная процедура блокирования может начаться сразу после активации «антиограбления», а можно сделать так, чтобы она начиналась после нажатия на педаль тормоза. В реале так: владелец активирует режим с брелока, когда покидает машину в потенциально опасном месте, либо в пути. Владельца «попросили» из машины, либо украли (отобрали) ключи и брелок, короче, двери открывались и закрывались, за рулем бандит. Тридцатисекундный «скрытый период» (в течение которого владелец, будь он за рулем, мог бы отключить процедуру глушения брелоком) позволяет захватчику отъехать на безопасное для владельца расстояние. Программная опция «нажатие на тормоз» позволяет отдалить наступление «скрытого периода», тем самым увеличив расстояние между машиной и владельцем. Плюс дает подтверждение, что преступник действительно отъехал от жертвы. После скрытого периода (даже иконка с пистолетом на брелоке не активирована) наступает короткий этап предупреждения (это на случай, если за рулем владелец, просто забыл отключить «антиограбление»), после чего – блокирование двигателя и тревога. Финиш. Система выводится из «тревоги» только скрытой кнопкой, с помощью 1-3-значного PIN?кода, это как запрограммировано по желанию владельца. Полному глушению двигателя предшествует периодическое блокирование и включение «аварийки» для гарантированного снижения скорости автомобиля и предупреждения окружающих о нештатной ситуации с автомобилем.
Отметим, что при описанном способе заблаговременной активации «антихайджек» защищает и от третьего способа угона «кража (отбор) ключей в супермаркете (на парковке)», почему и назван «антиограблением»[2].
Двухшаговое разблокирование двигателя при выключении охраны – также надежная защита от угона путем кражи ключей-брелоков: вор сможет открыть машину, но не сможет ее быстро угнать, не зная скрытой кнопки и/или PIN?кода.
От «угона с разборками» машину защищает целый комплекс противоугонных мер и функций, включая вышеописанные, плюс сигнализация как таковая, то есть оповещение и самодиагностика. Упомянем еще возможность создания нескольких разнотипных блокировок двигателя. При такой системе блокирования угонщику для снятия двух блокировок (нормально замкнутой и нормально разомкнутой) нужно одновременно выполнить взаимоисключающие действия. «Ягуары» универсальны с точки зрения режимов охраны (бесшумная, с отключением датчиков, при включенном двигателе и т.п.). Можно смело сказать, что они обладают всеми возможностями современного охранно-противоугонного комплекса. А если найдется что-то, чего там нет, будьте уверены: этого и не нужно.
Раз уж помянули криминальные автосервисы, напомним и способы защиты от таковых: режим Valet (включается с брелока или скрытой кнопкой, может быть защищен PIN-кодом).
Брелок с двусторонней связью
Пользовательский интерфейс – это в нашем случае брелок и его возможности двустороннего общения с системой. Начнем с дальности. Командная – примерно 800 м, «от машины» до 2000 м. Это реальные цифры, и уверяю вас, это отличный показатель, с учетом диалогового кода.
Настекольный приемопередающий модуль с дипольной антенной
Дальше – управление и программирование. Здесь «Ягуары» на голову впереди огромного большинства других сигнализаций, благодаря курсорному принципу выбора команд и режимов. Это долго описывать, но установщики, знакомые с традиционной системой программирования, и многие «продвинутые» пользователи меня поймут по примеру. Представьте, что у вашего мобильника нет меню с иконками «сообщения», «настройки» и т.п. Тогда, чтобы изменить язык ввода с английского на русский (к примеру), Вам пришлось бы нажимать ряд клавиш в определенной последовательности, которую надо помнить. В обычных ЖК-брелоках суть та же, хотя эти последовательности в целом проще, да их и меньше. В брелоке Jaguar EZ для выбора режимов и изменения их параметров использован «наглядный» курсорный принцип, сходный с применяемым в мобильных телефонах, хотя и попроще[3]. Кнопок всего 3, все сбоку, дисплей – во всё «лицо». «Оперативные» команды типа включения-выключения охраны выполняются одним нажатием одной кнопки, как и в мобильнике (вызов и отключение). Команды-модификаторы (например, отключение датчиков в охране) могут выполняться простыми комбинациями нажатий. А выбор пользовательских режимов («антиограбление», «автозапуск» в EZ-THREE и другие) и изменение параметров (например, периодичность автозапуска) – либо комбинацией, либо через курсорное меню. Даже установочное программирование максимально облегчено – мастер видит на дисплее номер и состояние изменяемой функции. А уж о пользовательских функциях и говорить нечего. По сравнению с «традиционными» системами – небо и земля… Среди функций брелока – «дистанционный термометр», автоматическая проверка связи и множество других. Saturn High-Tech – первый производитель сигнализаций для России, «одевший» брелок в корпус из пластика с прорезиненным покрытием, как у современных военных портативных устройств – биноклей, прицелов, приборов ночного видения и т.п. Одно это говорит о его прочности и долговечности.
О комфорте. 4 универсальных программируемых дополнительных канала управления – общая черта обеих систем, которая позволяет управлять любыми электросистемами автомобиля (и дополнительным оборудованием), которыми вообще есть смысл управлять с помощью сигнализации и до которых дотянется фантазия установщика и пользователя. Обе модели имеют и турботаймер, и обладают прочими тривиальными и не очень возможностями элитных охранных систем.
Общая схема подключения, основной 18-контактный разъем Jaguar EZ-THREE
Наконец, EZ-THREE, как сказано, имеет встроенную систему автозапуска, которую даже устанавливать одно удовольствие (вся «сила» встроена в блок), а уж пользоваться – сами понимаете. Автоматический запуск с нужными параметрами задается на брелоке, но выполняется системой уже автоматически (без участия брелока), причем может производиться периодически и по температуре. А дистанционный, естественно, в любой момент. Например, владелец не знает, насколько остыл салон и двигатель. Запрашивает статус, на брелоке отображается температура, отдельно в салоне и под капотом. И уж сам решает, стоит ли прогреть двигатель или (в жару) охладить салон, подзарядить аккумулятор, дистанционно запустив двигатель. Особо отметим, что система автозапуска Jaguar EZ-THREE вполне совместима с современными системами зажигания/запуска, не имеющими ключа зажигания, вместо него – кнопка START/STOP.Таких автомобилей становится все больше, и с установкой (подключением) на них автозапусков «традиционного» типа, возникают проблемы. Это мягко говоря. С «Ягуаром» их нет!
Вот такие «Ягуары». Основные достоинства:
-
Диалоговый динамический код;
-
Надежная защита от различных криминальных посягательств на автомобиль и личность владельца;
-
Высокая дальность и стабильность двусторонней связи;
-
Удобный пользовательский интерфейс и вообще – замечательный брелок во всех отношениях, начиная с материала и кончая функциональностью;
-
Развитая и удобная система программирования, отсюда:
-
Универсальность в отношении особенностей автомобильного электрооборудования (полноценно работает на любых машинах) и условий эксплуатации (легко подстраивается под клиента, обеспечивая охрану и комфорт в любых условиях);
-
Автозапуск в EZ?THREE.
Можно бы и продолжить список преимуществ Jaguar EZ-Gamma и EZ-THREE. Однако, сдается, и этого довольно, пора закругляться. Кого интересуют подробности – они есть на сайте www.bilarm.ru в документации, там же можно задать вопрос специалисту «Сатурна».
Основные функции Jaguar EZ-Gamma и EZ-THREE
-
3-кнопочный программируемый передатчик с двусторонней связью и ЖК-дисплеем
-
Оригинальный курсорный принцип выбора команд управления сигнализацией
-
Абсолютная защита от сканирования и перехвата команд управления при помощи диалогового кода
-
Радиус действия в режиме управления до 800 м
-
Радиус действия в режиме оповещения до 2000 м
-
Программируемый 1-, 2- или 3-значный код экстренного отключения охраны
-
Встроенные часы, будильник, таймер обратного отсчета, датчик температуры салона (EZ-THREE – и датчик температуры под капотом)
-
2-уровневый датчик удара с разъемным соединением
-
Усовершенствованные противоугонные режимы работы сигнализации
-
Режим турботаймера с программируемым временем работы двигателя 1, 2, 3, 4 мин.
-
4 канала с программируемым типом сигнала 7 независимых зон охраны (EZ-THREE)
-
Дистанционный запуск двигателя с автоматическими режимами по таймеру, по встроенному будильнику, по температуре (EZ?THREE)
-
Дистанционный запуск двигателя автомобиля, оснащенного кнопкой Smart Start
-
Контроль работы двигателя по сигналам тахометра, генератора или шумам в бортовой сети (EZ-THREE)
-
27 (EZ-Gamma – 16) программируемых функций.
[1] Фактически это тот самый «Брелок за сто тысяч» – сканер, который не так давно «рекламировал» журнал «За рулем». Так вот, и он против диалогового кода систем Jaguar бессилен.
[2] Сохранен и классический способ активации режима – с брелока в момент опасности, без скрытого периода. Поскольку командная дальность брелока позволяет им воспользоваться на безопасном расстоянии – почему бы и нет?
[3] Есть, конечно, и системы с более развитыми меню, но они, как правило, имеют цветные OLED-дисплеи (к примеру, некоторые модели Clifford Matrix), и там цена вопроса совсем другая.
журнал "МАСТЕР 12 ВОЛЬТ", №103